Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Вышневолоцкий городской округ
официальный сайт муниципального образования

Газетные предки и родственники

  • 18 января 2019

    Газетные предки и родственники

    «А вы знаете, что «Вышневолоцкой правде» не сто лет, а на год больше?» – хитро улыбаясь, спросил посетитель редакции – наш хороший знакомый, краевед и исследователь, знаток истории Евгений Ступкин. И выложил на стол тонкую папочку старинных газет, где сверху красовался листок «Нашей газеты», № 5 от 29 ноября 1917 года.

    Еженедельная «Наша газета», орган, как указано, Вышневолоцкой организации Российской социал-демократической рабочей партии (объединенной), начала издаваться, как нетрудно подсчитать, сразу после Октябрьской революции. Напечатана она на темноватой бумаге наподобие пергаментной – такая сто лет спокойно пролежала и еще столько же выдержит. Язык дореволюционный, с «ятями» и «ерами». А содержание мы сразу принялись с увлечением изучать.

    Истоки печатной периодики в Вышнем Волочке находятся глубже, об этом писали наши коллеги в юбилейном 1968 году. Первый номер легальной городской газеты «Вышневолоцкий голос» вышел в свет 17 января 1907-го. Трибуна либерально настроенной буржуазии и купечества, не отличавшихся особо ярким проявлением монархического духа, он оказался достаточно «крамольным». За заметку о предвыборном собрании уполномоченных от волостей Вышневолоцкого уезда первый номер был конфискован, а против издателя и редактора В. Демидова возбуждено судебное дело. Регулярно он и попеременно с ним выпускавший газету А. Васильев подвергались штрафам от 100 до 500 рублей.

    По иронии судьбы тот же В. Г. Демидов, через 10 лет вышневолоцкий уездный комиссар, становится одним из главных героев публикаций дошедшего до нас номера «Нашей газеты». Когда-то чуть ли не революционер, он сам не заметил, как проскочил «точку невозврата», оказавшись в оппозиции к правлению «засевших в Смольном большевиков», откуда «зловеще ползут слухи» об отмене Учредительного собрания, всю власть которому в передовице призывает отдать газета. «Не смейте посягать на то, что единственно спасет нас! Не смейте издеваться над тем, мыслью о чем народ жил долгое время – ибо в этом святотатство, в этом издевательство над душой России». При всей патетике за истинное выражение народной мысли поручиться все-таки, наверное, нельзя. А какое разочарование сквозит за сноской: «Когда статья уже была набрана, выяснилось, что Учредит. Собран. в срок не соберется»!..

    Действия новой власти описываются со сдержанной скорбью мужественных очевидцев катастрофы: «Особая комиссия из 3-х лиц – матрос В. Максимов, солд. Маликов и И. Банк – утром 20-го ноября явилась в канцелярию Исполн. к-та и предложила уездному комиссару В. Г. Демидову сдать все дела. На вопрос «делегации» признает ли комиссар Демидов власть революционнаго комитета со стороны В. Г. Демидова последовал ответ:

    – Конечно, нет, кто его признает, кроме большевиков… Я подчиняюсь только силе.

    Комиссия приступила после этого к приемке дел. Служащим было предложено остаться на своих местах, все за исключением одной, изъявили согласие работать совместно с революционным комитетом. Вместе с В. Г. Демидовым покинули Исполн. к-т члены президиума его Ф. Ф. Марин и В. И. Уточников». Кстати, Уточников – редактор «Нашей газеты». А большевик Исидор Аронович Банк, в отрывке упомянутый, как раз стоял у истоков нового городского печатного органа, с первого выхода которого 30 марта 1918-го идет отсчет номеров нынешней «Вышневолоцкой правды».

    Демидов упоминается еще неоднократно, как и его обидчик матрос Максимов, ставший олицетворением произвола советской власти. В пример коего приведены также аресты начальника милиции Н. М. Клюева и доктора М. Л. Сергиевского с супругой, впрочем, последние были вскоре освобождены.

    Не без злорадства описываются события в милиции, новый начальник которой продержался лишь два дня. На старую систему охраны правопорядка положиться уже было нельзя, а преступность росла, и нужны были жесткие меры. А «Наша газета» с заметной издевкой информирует: «Вновь избранное начальство «вступило» в исправление своих обязанностей: выпущено к гражданам воззвание, в котором в ряду с извещением о таковом радостном событии, между прочим, говорится, что лица застигнутыя на месте преступления в грабежах, в кражах, будут… разстреливаться на месте».

    Воистину человек видит лишь то, что хочет видеть. В духе сдержанного и прямого сопротивления выдержаны и прочие материалы номера: «Протест против власти большевиков», повествующий о собрании в земской управе служащих в количестве 153 человек, чтобы вынести резолюцию о незаконности «образовавшегося в Петрограде Правительства», «Корреспонденция» из Спирова, где «многолюдное собрание», в состав которого вошли в том числе железнодорожные и фабричные рабочие, крестьяне, провозгласило: «Граждане Спировского района порицают большевизм, и в данный момент отмежевываются от него, как от явления, вреднаго для государства».

    Бывшие вольнодумцы еще на­деются на установление порядка в их понимании, но массовые настроения не соответствуют желаемым, история идет вперед. Отстает от ее хода «Наша газета», выражающая лишь узкие интересы РСДРП, а потому и не считается «прямым предком» сегодняшней «Вышневолоцкой правды». Можно возразить, что, мол, «Известия Вышневолоцкого уездного совдепа» тоже издание партийное. Но тогда, в марте 1918-го, именно оно взяло на себя роль трибуны для населения, летописца достижений промышленности и сельского хозяйства, источника новостей края, страны, мира. Так что взрослее на год мы действительно вскоре станем, но естественным путем.

    Среди принесенных Евгением Ивановичем газет есть также интересные экземпляры 1920-х годов (к концу этого десятилетия название сменилось на «Наш край»), освещающие в том числе события гражданской войны, и несколько вышедших во времена Великой Отечественной. Но чуть подробнее остановимся на юбилейном, посвященном годовщине Великого Октября, номере «Известий Вышневолоцкого уездного совдепа». Вновь ноябрь, но уже 1918-го. Газета большого формата оформлена празднично, в красном цвете, с сопровожденным стихами рисунком пролетария, который «рукой железной задушил орла – эмблему рабства и цепей позорных». Здесь же опубликовано поэтическое произведение Ю. Локшина.

    А закончить обзор хочется цитатой с первой полосы нашего предшественника: «Точно как маяк средь свирепо бушующей морской стихии, рабочий класс России год тому назад – одинокий, гордо-вызывающе бросил ослепительные лучи во все стороны мира, полный надежды, что свет его победит тьму. Черные гады, изрыгая проклятия, выползали из морской пучины и со свистом носились в воздухе, пытаясь погасить его…» Автор красочного текста – Тимофей Андреевич Андреев. А среди «гадов», которым «страшно было покинуть свои смрадные логовища», наверное, и Демидов, и Уточников, и иже с ними…

    В той же газете Михаил Иванович Артюхин, бывший в 1917–1918 годах председателем Вышневолоцкого комитета большевиков, пишет об истории РКП(б) в Вышнем Волочке. Это – время ожидания «цепной реакции» на события в России, когда большие надежды возлагались на переворот в Австрии, а еще через три года, казалось, вот-вот произойдет революция в Германии. И заполыхает пламя мирового очищающего пожара... Как все произошло на самом деле, знаем мы, а что будет – узнают потомки. Пожелаем им приятного чтения архивных номеров, которые пишутся сейчас.

    Газеты читала Людмила ВЛАСОВА

    (Орфография и пунктуация источников максимально сохранены.)




Возврат к списку