Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование "Вышневолоцкий район"
официальный сайт
  • Главная

Волжский межрайонный природоохранный прокурор разъясняет

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет.

 

 

С 01 октября 2017 года при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды вводится обязательное использование проверочных листов (списка контрольных вопросов)

 

С 01 октября 2017 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В соответствии с указанными изменениями плановые проверки  теперь можно проводить  только по вопросам, включенным в проверочные листы.

Данная обязанность возложена на должностных лиц при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды (государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;  государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения;  федеральном государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;  федеральном государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;  федеральном государственном экологическом надзоре; государственном земельном надзоре).

Проверочные листы должны содержать вопросы, затрагивающие предъявляемые к хозяйствующим субъектам  обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Исключение составляют плановые проверки в отношении объектов, отнесенных к I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для которых данные требования будут применяться с 1 июля 2018 г.


     

Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

По результатам проверки установлено, что рядом хозяйствующих субъектов на территории Тверской области осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно сбор и транспортирование твердых бытовых отходов в отсутствие специального разрешения (лицензии).

Так , МУП «Коммунальное хозяйство» Лесного района, ООО «Тэско», ООО «Тверьтрубпласт» привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). С целью устранения выявленных нарушений закона руководителям хозяйствующих субъектов внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих.

Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

Внесение изменений в Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 964 внесены изменения в Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Так, с учетом внесенных изменений начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере годовой платы за пользование водным объектом в соответствии с договором водопользования, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований.

Ранее, размер задатка не мог превышать 25 процентов начальной цены предмета аукциона. С учетом изменений, размер задатка составляет 100 процентов начальной цены предмета аукциона.

В случае если победитель аукциона в течение 10 рабочих дней после дня завершения аукциона уклоняется от заключения договора водопользования, организатор аукциона заключает договор водопользования с участником, предложившим предпоследнюю цену предмета аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной им. В случае согласия этого участника аукциона заключить договор водопользования этот участник признается победителем аукциона. Задаток, внесенный победителем аукциона, уклонившимся от заключения договора водопользования, не возвращается, а перечисляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды

Федеральным законом от 03.07.2016 № 353-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
в части вопросов, касающихся осуществления гражданами общественного контроля в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения, а также предоставляется право на осуществление, в том числе, таких действий, как:

- фиксирование с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования и направление соответствующих материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

- принятие мер по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

- сообщение в устной форме физическим лицам информации, касающейся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

- участие в работе по экологическому просвещению населения.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, а так же форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Изменения вступают в силу с 01.01.2017 года.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36
«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36
«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъясняется порядок рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ для судов общей юрисдикции.

В указанном Постановлении рассмотрены вопросы, касающиеся: подведомственного судам общей юрисдикции, Верховному Суду РФ перечня дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые они рассматривают и разрешают, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ; подсудности административных дел, состава суда, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле; доказательств и доказывания; производства по административным делам о вынесении судебного приказа и иные.

Признано не подлежащим применению Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности изменения вносятся в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая будет дополнена новыми определениями «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

Так, под накопленным вредом окружающей среде будет пониматься вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме; а объектами накопленного вреда окружающей среде будут являться территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Кроме того, в Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новая глава XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая определяет порядок инвентаризации, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. При этом если выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, то учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС). ГРОНВОС ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Новыми положениями определен порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Указывается, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в ГРОНВОС. При этом организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации (в настоящее время не принят).

 

Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства.

Наиболее распространенным видом административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения, является административный штраф.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством
об исполнительном производстве.

Несвоевременная уплата административного штрафа образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25
КоАП РФ, санкция которого предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере, административный арест на срок
до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

27 октября в городе Твери состоялся круглый стол Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на тему «Отходы: проблемы и решения».

Круглый стол проводился под председательством Волжского межрегионального природоохранного прокурора Селифанова В.В. с  участием прокурора Калужской области Гулягина А.Ю., прокурора Тульской области Козлова А.В., Северо-Западного транспортного прокурора Колесова О.А., прокурора Тверской области Росинского В.В., представителей органов исполнительной власти 15 субъектов Российской Федерации, региональных органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора, уполномоченных по правам человека, уполномоченных по защите прав предпринимателей, научных и образовательных учреждений.

Всего в работе круглого стола приняли участие более 100 участников.

Проблема сбора, безопасной утилизации отходов производства и потребления является актуальной для всех без исключения регионов Волжского бассейна. Ежегодно в стране образуется более 5 млрд. тонн отходов. Количество образованных отходов значительно превышает темпы развития инфраструктуры для их переработки, использования, обезвреживания и утилизации. Загрязнение отходами создает угрозу не только окружающей среде, но и здоровью населения.

В силу поставленных Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Яковлевичем Чайкой задач надзор за исполнением законодательства об отходах является для органов прокуратуры приоритетным.

Как показывают прокурорские проверки, нарушения закона в этой сфере распространены повсеместно.

а последние три года Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой выявлено свыше 18 тысяч таких нарушений. С целью их устранения внесено 3 тысячи актов прокурорского реагирования, оспорено около 1 тысячи незаконных правовых актов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 1,5 тыс. лиц.

В ходе мероприятия участники обменялись мнениями по актуальным вопросам, обсудили наиболее острые проблемы в сфере обращения отходов производства и потребления, поделились опытом, как решаются эти проблемы в регионах Волжского бассейна. Также состоялось обсуждение проблем дальнейшего совершенствования законодательства в указанной сфере.

По результатам организованного мероприятия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой будут подготовлены рекомендации и сборник материалов круглого стола.

Тверская межрайонная природоохранная прокуратура информирует:

Особенности проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016 – 2018 годах.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Федеральный закон от 26.08.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введена новая статья 26.1, которой установлены особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Так, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

В числе исключений - лица, осуществляющие виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, эксплуатирующие опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения I или II класса опасности, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, аудиторские организации.

Вместе с тем, в ежегодный план проведения плановых проверок могут быть включены лица, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений указанной статьи.

При этом должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений данной статьи и в случае представления документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, прекратить проведение плановой проверки, о чем составить соответствующий акт.

Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона от 26.08.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отнесено к грубым нарушениям требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, влекущем недействительность ее результатов.

Тверской межрайонный

природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов

 Тверская межрайонная природоохранная прокуратура информирует:

Конституционный Суд Российской Федерации проверил конституционность положений части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (далее – закон № 209-ФЗ, постановление КС РФ от 25.06.2015 №17-п).

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, спорная норма законодательства, допуская возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на срок, превышающий срок действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром, ставит юридические лица, не имеющие соответствующих лицензий, в менее выгодное положение в отношении доступа к предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства по сравнению с владельцами долгосрочных лицензий, что противоречит статьям 8 (часть 1) и 34 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд РФ признал ч. 3 ст.71 Закона № 209-ФЗ неконституционной, мотивировав свое решение тем, что спорная норма законодательства порождает неоднозначное толкование и, следовательно, произвольное применение содержащихся в ней положений.

Конституционный суд РФ постановил федеральному законодателю принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч. 3 ст. 71 Закона № 209-ФЗ.

Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение ч. 3 ст. 71 Закона № 209-ФЗ приостанавливается.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в ч. 1 ст. 27 Закона № 209-ФЗ.

Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с ч. 3 ст. 71 Закона № 209-ФЗ к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании ч. 1 ст. 27 данного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.

Тверской межрайонный

природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов

 

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор разъясняет:

В связи с многочисленными обращениями и жалобами граждан, поступающими в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, по вопросам правомерности сноса зеленых насаждений в населенных пунктах проведен анализ федерального законодательства.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда необходимых дли нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды-

Вопросы озеленения территорий городов регулируются Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.

Пунктами 8.6.1, 8.6.2, 8,6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрсгиона России от 27.11.201 I Ко 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территории муниципальных образований, также указано землепользователям на необходимость обеспечении содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.

В силу и. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев.

При этом при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений, составления акта обследования.

Указанные выводы подтверждаются, в том числе судебной практикой.   

Так, решением Пермского краевого суда от 03.04.2013 по делу № 33- 2168 удовлетворены требования гражданина Т. к БУ МО «Лысьвенское городское поселение» о возмещении имущественного вреда, причиненного повреждением автомобиля в результате падения дерева. В своем решении суд со ссылкой на и.6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, констатировал, что причиной падения дерева стало ненадлежащее исполнение муниципальным образованием, являющимся землепользователем, своих обязанностей по содержанию объектов озеленения, а частности, по валке перестойных и опасных деревьев.

Определением Московского областного суда от 08.07.2014 г. по делу № 33-14600 оставлено в силе решение Коломенского городского суда Московской области от 13.02.2014, которым удовлетворены требования истца к ЖСК «Прогрссс-2» о возмещении ущерба, причиненного гражданину ввиду ненадлежащего содержания организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, придомовой территорией, В определении суда также содержится ссылка па неисполнение данной организацией п.6.1 Правил.

ВОЛЖСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ.

Установлена уголовная ответственность за сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины в крупном размере

21 июля 2014 года принят Федеральный закон N 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным законом внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности введена статья 191.1 «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины».

Так, приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, будут наказываться штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения.

При этом крупным размером является стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающая 50 тысяч рублей, в особо крупном размере - 150 тысяч рублей.

В соответствии с данными изменениями ужесточена ответственность за незаконные рубки (ст. 260 УК РФ) и за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).

Кроме того, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми усилена административная ответственность, в том числе за нарушение правил заготовки древесины.

Закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. 2 августа 2014 года, за исключением отдельных положений.