Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Вышневолоцкий городской округ
официальный сайт муниципального образования

Рыжая девчонка в осеннем осиннике

  • 5 декабря 2018

    Рыжая девчонка в осеннем осиннике

    «А много ль надо соловью?..» – так называется новая книга Елены Бурчилиной, которую наша землячка, член Союза писателей России, автор гимна Вышневолоцкого района выпустила к своему юбилею. Предваряя презентацию сборника, публикуем предисловие, написанное ее коллегой по перу Борисом Рапопортом.

    С Еленой Валерьяновной Бурчилиной мы познакомились в редакции «Вышневолоцкой правды», где проходили мои рабочие газетные будни, на исходе восьмидесятых годов прошлого века. Время горбачевской «перестройки» – тревожное, голодное, болевое – больше запомнилось митинговыми спорами, нежели высокой поэзией. Однако и сегодня помню, как листал тогда ученическую тетрадку со стихами своей визави, приехавшей, как она сообщила, из поселка Борисовского.

    «С детства пишу, – говорила она, – вот наконец решила принести стихи в газету...» Собеседница явно волновалась, щеки ее мгновенно стали жаркими, пунцовыми – чуть ли не такими же, как обрамлявшие лицо то ли рыжие, то ли каштановые локоны. «Наверняка покрасилась», – тоскливо думал я. Но тут же мой взгляд уперся в название очередного стихотворения в тетрадке – «Рыжая девчонка». Столько лет прошло, а почти наизусть его помню:

    Ни на что я в жизни не обижена,

    и все гладко, как строка к строке,

    только часто я девчонку рыжую

    вижу на заснеженном мостке.

    Раскраснелись щеки от мороза,

    смотрит вдаль с надеждой и тоской,

    очень-очень верит паровозу,

    что он маму привезет домой...

    Дальше шли еще два четверостишия о детском одиночестве и строфа финальная:

    Но дождется свою маму дочка,

    все сомнения ее сгорят дотла...

    Потому, я знаю это точно,

    что девчонкой рыжей я была.

    Стихи, что называется, зацепили. «Так она и в самом деле рыжая, с детства!» – подумалось вдруг.

    И это очень здорово, что естества своего не меняет. К тому же в стихах явно присутствует добрая ирония по отношению к самой себе, а это верный признак любого таланта. Я с гораздо большим интересом стал листать тетрадку и нашел в ней еще немало строк, достойных того, чтобы выйти к читателю.

    Спустя неделю в «Вышневолоцкой правде» появилась первая подборка стихотворений Елены Бурчилиной, а через шесть лет, в 1993 году, в Твери увидела свет ее первая книга «Настроения».

    Елена Валерьяновна по образованию и по профессии экономист. А по существу – поэт, и поэт истинный. Она автор пяти книг. Кроме того, печаталась в десятках коллективных сборников и альманахов.

    Член Союза писателей России. Одна из непременных организаторов и участников литературного объединения «Цнинский берег». Около пятидесяти стихотворений Бурчилиной положены на музыку и вошли в репертуар известных музыкальных коллективов, даже звучали по «Радио России». Ее творчество представлено в престижной академической антологии «Тверская поэзия ХХ–XХI веков».

    Она любит землю, где родилась и живет, потому так легко и естественно ее стихи, обретя мелодию, стали официальным гимном Вышневолоцкого района. А еще Елена Бурчилина – победитель Международного поэтического конкурса «Любви все возрасты покорны», по итогам которого ей присвоили звание академика Академии русской народной поэзии. Подчеркиваю: народной!

    Она не стыдится своих народных, реликтовых корней, она гордится ими – ведь, лишившись корней, любое дерево сохнет:

    Пусть кликуши останутся нынче без дела,

    пусть пророчества страшные ввек не исполнятся.

    Мой прадедушка был чистокровным карелом.

    Мои корни еврейские – от Богородицы.

    Значит, дух во мне есть кочевого народа.

    Чтоб Россия не вымерла, не опустела,

    я прошу вас, родные: не надо исходов.

    Я люблю вас – евреи!

    Я люблю вас – карелы!

    Вот так сказано: честно, в лоб, под дых! Причем в то самое время, когда многие в России, распад которой, к счастью, приостановлен, продолжают бесплодно спорить о своей идентичности... Ох как это непросто – жить просто и размышлять о том, что для любого настоящего человека должно стать самым главным:

    Всё потерять...

    И жить как будто вновь.

    Родное сердце научиться слушать.

    и размораживать по капле душу,

    не вспоминая даже про любовь...

    Высоколобым «гражданам Вселенной», ниспровергающим традиционную русскую поэзию, назойливо твердящим про «ямбо-хорейное занудство», подобные строки кажутся «надоевшей жвачкой». Пожалеем этих умников. Когда-нибудь, на склоне лет своих, и они – пусть не все, но многие – наверняка придут к самому главному, к очевидному:

    Чтобы узнать, чего я стою,

    пришлось пройти и пережить

    прививки болью, испытание любовью.

    А мне порой хотелось рвать и выть.

    Но старше становлюсь, честнее, строже

    и принимаю тяжести дорог.

    И верю, что всегда мне Бог поможет.

    А кто еще? Лишь близкие да Бог!

    Подобное понимание приходит с годами к каждому человеку, но далеко не каждый способен его выразить с предельной точностью и сердечным откровением. Елене Бурчилиной это, к счастью, удается на самой узенькой тропочке – между «высоким штилем» и прописной истиной, как меж Сциллой и Харибдой, она с легкостью проходит:

    Под ногами лесная тропинка

    вся в узлах сплетенных корней.

    Я иду сквозь осенний осинник,

    между кронами небо синей...

    Какие там прописи ученические! Вы только вслушайтесь в эту словесную связку-сказку: осенний осинник. Слышите посвист бесстыжего ветра, обрывающего последние разноцветные листочки с осин, обнажающего деревца под высоким небом лучезарной осени? А я еще и вижу, как рыжая девчонка, нисколько не погрузневшая, не постаревшая, бежит по осеннему осиннику и по-прежнему подтрунивает сама над собой:

    А я, беспечная голова,

    всю жизнь играю в слова.

    Хорошая игра сложилась: честная, чистая и душевная. А то, что некоторые «посвященные» в банальности упрекают, так ты не слушай их, рыжая, то бишь золотая девчонка! Вспомни лучше Бориса Пастернака, одного из самых сложных русских поэтов, который мечтал «впасть, как в ересь, в немыслимую простоту». Далеко не всем дается: много званых, да мало избранных. Надеюсь, читатели новой книги Елены Бурчилиной сумеют понять, что таких «простых», как ее автор, ох как немного!

    Борис РАПОПОРТ,  почетный работник печати, член Союза журналистов и Союза писателей России,
    лауреат литературных премий имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и Губернатора Тверской области




Возврат к списку