- РОССТАТ информирует
- Администрация
- Актуальная информация
- Новости
- Вышневолоцкая правда
Перезвон колокольчиков
-
21 ноября 2018
Бологовский коллекционер Николай Арсеньев выступил в Вышневолоцком краеведческом музее имени Г. Г. Монаховой с лекцией «Большая государева дорога», рассказав о развитии наземного сообщения между двумя столицами, начиная от первых ямских станций. Николай Иванович – железнодорожник, а колокольчики он собирает с детства. Возможно, именно это увлечение не только переросло в интерес к истории главной транспортной магистрали страны, но и повлияло на выбор профессии.
Сейчас в коллекции Николая Арсеньева насчитывается около 300 звонких изделий разного размера и с разными голосами, а отлит каждый из них в каком-либо городе, славящемся старинными кустарными ремеслами. О чем же говорит нам слышный издалека густой малиновый перезвон? Конечно, прежде всего о ямщиках, ставших в XVI–XVII веках первыми перевозчиками на гужевой дороге, соединившей Москву и Санкт-Петербург. Ее строительство, начавшееся по распоряжению Петра I, шло натуральным способом, то есть за счет местных жителей, кроме мостов, которые возводились государственным подрядом, потребовало более трех десятков лет. Тракт на своем протяжении имел 24 ямские станции, 10 путевых дворцов для остановки членов царской семьи, 10 мостов.
Скорость передвижения по государевой дороге зависела от вида экипажа – тройки мчались гораздо быстрее, чем повозки с одной лошадью, от времени года – по зиме на почтовых расстояние между столицами путешественники преодолевали в среднем за 45 часов, а в межсезонье, когда упряжки тащились по непролазной грязи, намного дольше. На своих же лошадях можно было затратить на поездку несколько дней.
Интересно, что и тогда, более 200 лет назад, существовали определенные правила. Так, колокольчик, гордость лихих ямщиков, довольно скоро было запрещено использовать и им, и вообще всем желающим как-то выделиться на дороге. Он стал чем-то вроде современного спецсигнала и полагался исключительно транспорту с определенным статусом. Ямщиков немного «утешили» бубенчиками, но замена возчикам не особо нравилась – те были слышны лишь на несколько десятков метров, а хороший колокольчик «пробивал» километры.
Послушать увлекательное повествование собрался полный зал, пришел и единомышленник Николая Арсеньева, также коллекционирующий колокольчики вышневолочанин Вячеслав Иванов, чья выставка «Под дугой» радует сейчас посетителей в фойе музея.
Людмила ВЛАСОВА
Фото автора